Как бороться со сном за рулем?

Как бороться со сном за рулем

Сон за рулем, порой внезапно «накрывающий» водителя, представляет собой реальную угрозу для его жизни. Печальная статистика подтверждает факт, что примерно 30% серьезных автомобильных аварий с трагическим исходом возникают из-за усталости водителей, которые управляли машиной в полусонном состоянии. Интенсивное городское движение, монотонное укачиванием, постоянное напряжение глаз – всё это негативно действует на нервную систему человека, перегружая её. Как не заснуть за рулем, ведь езда в ночное время суток очень утомительна, даже для опытного водителя с большим стажем вождения?

Проверенные способы борьбы со сном за рулем: напитки, таблетки, еда

  1. Крепкие напитки, содержащие кофеин и теин – кофе, чай, какао, горячий шоколад. Чашка бодрящего горячего напитка помогает не заснуть за рулем: она способна эффективно освежить восприятие и придать бодрости. Однако их употребление допустимо тогда, когда нет медицинских противопоказаний. «Бодрящий» эффект зависит от индивидуальных особенностей организма – кому то достаточно одной чашки крепкого кофе или чая, а кому то нужно выпить их несколько.
  2. Природные стимуляторы – женьшень, лимонник, элеутерококк. Тонизирующее действие данных растительных экстрактов, которые оказывают непосредственное влияние на нервную систему, краткосрочное и не превышает 2-3 часов. Таблетки с женьшенем активизируют мозговую деятельность, тем самым улучшая внимание и восприятие.
  3. Энергетические напитки. Как быстро добиться того, чтобы не заснуть за рулем? Энергетические напитки, сильно возбуждающие нервную систему, начинают действовать буквально через несколько минут. В состав «энергетиков», пользующихся большой популярностью у молодежи, помимо основного действующего вещества – кофеина, входят различные добавки – таурин, экстракт гуараны, полезные аминокислоты, витамины. По сравнению с природными стимуляторами, они знают, что «делать» — тонизирующий эффект сохраняется продолжительное время.
    Энергетические напитки не заряжают организм дополнительной энергией, а активизируют собственные энергетические запасы организма. Не стоит забывать о том, что они оказывают негативное влияние на состояние здоровья. Из-за выброса большого количества адреналина в кровь, «энергетики» повышают давление, вызывают тахикардию, провоцируют головную боль. Их чрезмерное употребление способно серьезно подорвать энергетический баланс организма. Перед употреблением напитков желательно получить медицинскую консультацию.
  4. Энергетические таблетки. От энергетических напитков таблетки отличаются только агрегатным состоянием и компактной, удобной для автомобильного путешествия, упаковкой. Из-за выраженных побочных эффектов производители не рекомендуют выпивать больше 2-3 таблеток за 24 часа. Наиболее популярны энергетические таблетки на основе кофеина — «Кофеинимум» и «Каффетин».
  5. Пища, обладающая тонизирующим эффектом. Опытные водители-дальнобойщики, отправляясь в ночные поездки, всегда берут с собой определенные пищевые продукты – орехи, небольшие конфетки, сухофрукты, семечки, леденцы, жевательный мармелад, сухарики, печенье, миниатюрные кексы, вафли, лимонные дольки, мандарины, ягоды. Такая еда дает прилив энергии, на время активизирует мозговую деятельность организма. Миндальный орех содержит много магния, который стимулирует обменные процессы, тем самым заряжая человека недостающей энергией. Фруктовые кислоты, попадая на язык, мгновенно «пробуждают » организм посредством воздействия на вкусовые рецепторы. Обязательно, чтобы «закуска» обладала ярким вкусом и была небольшого объема – переедание может спровоцировать сонливость.

Как бороться со сном за рулем

Физиологические способы борьбы со сном во время поездки

  1. Разговоры. Как не уснуть за рулем, не имея под рукой специальных средств? Ответ прост – нужно разговаривать, ведь общение является простым, доступным, но при этом эффективным способом, чтобы не спать за рулем. Ничто так не возбуждает головной мозг, как содержательный и эмоциональный разговор на интересную тему. Неоспоримое преимущество данного метода в том, что собеседник может вовремя заметить полусонное состояние водителя по рассеянным ответам, замедленной реакции и принять меры.
  2. Прохлада. Как известно, высокая температура окружающей среды делает человека медлительным, так как способствует развитию нервного торможения. Поэтому во время ночной поездки нужно поддерживать прохладу и не допускать перегрева салона. В теплые месяцы в этом поможет кондиционер, осенью и зимой можно приоткрыть окно, обеспечив этим активную циркуляцию воздуха. Также в борьбе со сном полезно умываться холодной водой: для того, чтобы это сделать, в салоне всегда должны быть влажные салфетки и бутылка простой воды.
  3. Изменение положения тела, физическая активность. Даже незначительные телодвижения активизирует головной мозг, так как осуществляется под влиянием нервных импульсов. Для того, чтобы не уснуть за рулем, подойдут любые физические упражнения – можно сгибать и разгибать конечности, поднимать и опускать руки, делать массаж глазных яблок или пальчиковую гимнастику, тереть виски или мочки ушей, трясти головой и т.п. Любое изменение положения тела в пространстве способно подать в мозг сигнал о том, что нельзя спать.
  4. Переключение внимания. Во время поездки нужно переключать внимание на различные детали, так как концентрация внимания на мелочах сбивает монотонность и активизирует высшую нервную деятельность. Например, можно усваивать информацию, которая попадается на пути – дорожные знаки, плакаты, рекламные баннеры, вывески, номера и марки проезжающих мимо автомобилей. Не нужно концентрироваться на чем-то определенном – это способствует «убаюкиванию».

Современные способы борьбы со сном за рулем

  1. Аудиостимуяция – прослушивание аудиофайлов: песен, аудиокниг, аудиоспектаклей. Лучше отдать предпочтение бодрящим, зажигательным хитам, или интересным, захватывающим книгам. Подпевая, водитель неосознанно стимулирует определенные зоны головного мозга, так как подбирает нужные слова. Громкое пение улучшает кровообращение и, следовательно, дает прилив бодрости.
  2. Использование электронных сигнализаторов усталости нового поколения. Системы «Антисон», установленные во многих современных автомобилях, лучше всех знают, как бороться со сном: по изменению характера вождения и положению тела, а также по данным датчиков, следящих за поведением глаз, могут вовремя предупредить водителя о его уставшем состоянии или даже разбудить. Внешне такой гаджет представляет собой компактный прибор, который вешается на ухо. Вмонтированные в него датчики считывают движения головы, и если водитель начинает «клевать носом» издают громкий неприятный звук.

Как бороться со сном за рулем

Правила для водителя, которые позволят не хотеть спать

  1. Перед тем, как отправиться в долгое ночное путешествие, нужно обязательно хорошо отдохнуть. Не стоит садиться за руль после бессонной ночи или утомительного рабочего дня. Полноценный сон накануне поездки – это лучший способ предотвращения сонливости за рулем.
  2. Необходимо заранее спланировать маршрут и выбрать самый короткий вариант пути. Порог утомляемости определяется индивидуальными особенностями организма, то есть у всех людей он разный. Некоторые могут спокойно проехать почти 1000 километров, не чувствуя усталости, другие устают уже после 300-400 километров пути.
  3. Важно учесть качество и загруженность автомобильной трассы. Большинство водителей отдают предпочтение хорошо освещенным трассам, но именно на таких дорогах усталость развивается гораздо быстрее, чем на ухабистых дорогах, где требуется максимальная концентрация внимания.
  4. Время от времени нужно делать остановки, так как не стоит переоценивать собственные силы, полагаясь на неисчерпаемые ресурсы организма. Если сонливость всё же настигает, необходимо остановиться в безопасном месте и поспать хотя бы 1,5 часа, после пробуждения ото сна выпить тонизирующий напиток и только тогда ехать дальше.

 Дорога ошибок не прощает – фраза известная и справедливая. А раз так все серьезно, то говорить о цене ошибок на дороге не приходится, так как их либо совсем не должно быть, либо это уже вас не будет интересовать.
 Перечислять разнообразие ошибок и ситуаций, которые могут повлиять на вашу безопасность бессмысленно, их много и они разнообразны. В этой статье мы хотели поговорить предметно, а именно об одном из таких обстоятельств. Поговорить о том, как бороться со сном в пути за рулём в случае, если ехать всё-таки надо и времени на тот самый сон нет.

 Прежде, чем прибегать к каким-то неординарным способам, стоит попробовать что-то классическое. Так, существуют продукты действие которых оказывает на человека возбуждающий эффект. Такими продуктами могут быть кофе или гуарана (из натуральных). Если про кофе рассказывать не надо, все хорошо знакомы с этим продуктом, то про гуарану мы скажем «пару слов». Её можно отождествлять с тем же кофе, за исключением того, что действенность гуараны сильнее. Как и кофе, гуарана имеет растительное происхождение и произрастает практически в одном месте с ним, в лесах Амазонки. В наше стране гуарана не распространена, так сильно, как кофе, но в принципе, если вы ее все же где-то найдете, то ее можно готовить аналогично. Плоды гуараны завариваются на подобии чая в термосе и в последствии употреблятся в качеств горячего напитка. Основные действия гуараны на организм схожи с возбуждающим эффектом от кофе, но сильнее, о чем мы уже говорили. Не зря гуарана применяется для энергетических напитков, практически всеми известными брендами. При применении гуараны у человека сразу повышается сердцебиение, увеличивается давление, наступает некоторый подъем сил. В Южной Америке гуарану употребляют сродни чашечке кофе с утра. Такой эффект можно назвать положительным, особенно для случая, когда вам необходимо вести машину, а спать некогда. Тем не менее, все хорошо до поры до времени, ведь чрезмерное употребление кофеино – содержащих продуктов может просто обессилить, «высосать» ваш организм. В этом случае возможно перевозбуждение, нарушение работы желудочно-кишечного тракта, тошнота, рвота, головные боли, ну и конечно всему этому будет сопутствовать чрезмерная нагрузка на сердце.
  Повторимся, что продукты, имеющие некое тонизирующее действие (энергетики, кофе, гуарана и т.д.) это все же вариант, если вам хочется спать в дороге, а ехать надо. Но это «вариант» оправдывает себя не всегда, так как через какое-то время, и они уже не будут спасать. В этом случае, необходимо либо искать альтернативы, либо все же поспать.
 Альтернативой борьбы со сном в дороге может стать шоколад, принцип тот же самый что и с кофе. Для некоторых водителей панацеей становится жевательная резинка, что уже относится к варианту активизации  тонуса за счет движения.

 Монотонные и длительные действия способствуют тому, что все процессы метаболизма и активности в нашем организме замедляются, что приводит к «ступору», некому отупению, снижению реакции и соответственно желанию поспать. Определенным тонизирующим эффектом, который поможет вам в борьбе со сном, могут являться любые активные действия. Например, можно потереть себя за уши, за нос или даже поковыряться в них. Если на улице зима, то можно остановиться и натереть снегом лицо и руки. Любое активное проявление – небольшая зарядка и разминка, помогут вам продержаться за рулем чуть дольше обычного. Даже обычное переключение скоростей КПП способно вывести вас из сонного состояния.
 Кроме физических действий, можно попробовать активизировать свое внимание и тонус через мыслительные процессы. В этом случае прекрасно подойдет разговор с собеседником на темы, которые интересны вам, которые вы не только готовы обсуждать, но и переживать внутренне. Если в вашем варианте собеседника нет, то можно попробовать проанализировать ту или иную ситуацию исключительно с собой. Важно при этом, чтобы  тема действительно вас волновала, так скажем, «возбуждала кору головного мозга».
 Также некоторые водители, в этом случае, пытаются включить громко музыку, которая является для них возбуждающим фактором, что тоже является возможной альтернативой.

  Если говорить о технических средствах, которые могут вас поддержать в неравном борьбе против сна, то здесь можно посоветовать применение электростимуляторов. Принцип таких устройств прост, если вы не хотите «разгонять» свою кровь активными действиями и кофеином, то кто-то или что-то должно это делать за вас.
 Электростимуляторы подают импульсы тока, через электроды, на определенные участки вашего тела. Например, это может быть спина или поясница. Такие импульсы вызывают непроизвольное сокращение мышц. Процедура использования электростимулятора несколько необычна, вроде рефлексного сокращения мышц на приеме у психиатра, когда вам стучат по коленке. Эффект может не совсем приятный, но необычный, что и будет помогать в вашем желании не уснуть.

 Итак, как вы поняли, возможных методов позволяющих хоть как-то и хоть на сколько-то отсрочить ваш сон при управлении ТС великое множество. Их эффективность и способы применения должны зависеть от личностных факторов и предпочтений. Ведь кому-то и после кофе хочется спать, при этом  еще сильнее. В конечном счете, можно посоветовать проверить каждый из возможных и приведенных  способов на себе, чтобы понять, что подойдет для вас. Не забывайте о том, что насколько данные методы действенны или бездейственны для каждого из нас, настолько же мы сильно можем отличаться друга от друга по личностным возможностям. Так, если один может провести за рулем 20 часов, то второму и 8 часов может показаться немыслимым сроком. Здесь играют роль такие факторы как физическое состояние водителя, возраст, предрасположенность к утомлению, профессиональные навыки, настроение, состояние дороги, время суток и т.д.
 Даже если вы и найдете действительно эффективный метод борьбы со сном в дороге, не забывайте о том, что ваши силы не безграничны. И пополнить их можно только поспав, хотя бы несколько минут, иногда хватает и этого. Как говорят дальнобойщики, достаточно лечь на кушетку зажав в кулак ключи от машины. Как только ключи выпадут из руки, ударяться о пол, и разбудят вас, то можно ехать дальше. Хотя такой способ подойдет явно не для всех.

ТОП-5 способов, помогающих мне бороться со сном за рулем.olegradulNovember 18th, 2012

Есть вещи страшные, но не опасные. Например, американские горки или прыжки с парашютом.

А есть наоборот, очень опасные, но совсем не страшные. Например, вести машину когда хочется спать.

Очень часто уснувшие водители просыпаются вверх колесами, либо улетают на встречку и вообще не просыпаются. Но самое обидное то, что перед аварией им совсем не страшно было ехать в таком вот сонном виде. То есть, сонливость — очень обманчивое состояние. И надо это очень четко понимать и вспоминать каждый раз, когда хочется спать, но срочно надо куда-то ехать.

Во время путешествий нам очень часто приходится ездить ночью, либо вообще рулить круглые сутки, поэтому со временем у нас с Оксаной сложилась своя методика борьбы со сном и самоконтроля состояния водителя.

Мой хит-парад способов борьбы со сном за рулем выглядит так:

  • Пятое место: кофе и энергетики. По нашей практике, это работающий, но наименее эффективный способ из пяти перечисленных. Если в целом я полон сил (выспался накануне), но в данный момент клонет ко сну, то кофе и энергетики могуть дать мне минут 20-30 дополнительного времени. Достаточно, чтобы доехать до стоянки, но мало, чтобы ехать всю ночь. Каждая следующая доза имеет все меньший эффект, и со временем можно уснуть прямо с кофе в руках.
  • Четвертое место: выброс адреналина. Бодрит моментально и резко. Все чувства и реакции обостряются, эффект длится минут 30, не меньше. Вот только одна проблема — где его взять? Выскочит кто на дорогу — взбодришься, но специально очень сложно спровоцировать. Разве что на зимней дороге когда вокруг никого нет, можно немного похулиганить и пустить машину в занос. А еще можно резко дать по тормозам. Опять же, на пустой дороге. Лично мне помогает, но и то не всегда, а других способов искуственно создать адреналиновую ситуацию у меня нет. Раньше имел еще парочку очень надежных адреналиновых рецептов, но сейчас уже считаю их слишком опасными и вообще недопустимыми на дороге.
  • Третье место: семечки. Как бы пошло это не выглядело, но помогают очень хорошо. Можно хоть всю ночь их грызть, при этом сон куда-то отступает пока их лузгаешь. А как только закончились, так сразу и выключает. Причем, все перепробовали: бутерброды, мюсли, орешки, чипсы — не то. Видимо, дело в непрерывности процесса … Если бы не ужасное состояние во рту и в животе после нескольких часов поедания семок, был бы вообще универсальный способ.
  • Второе место: разговорить водителя. Затронуть волнующую тему. Заставить его рассказать вам что-то очень интересное. Поспорить с ним, в конце концов! Любой способ сгодится, лишь бы беседа была оживленной, и водитель бы в ней участвовал, а не просто слушал пассажира. Способ почти идеален. За интересной беседой, особенно на щекотливые или волнующие темы, ночь пролетает незаметно. Да и вообще общаться полезно, вот толко темы рано или поздно заканчиваются. Нам с Оксаной, например, уже сложно найти такую интересную тему, которую мы до сих пор не обсудили со всех сторон. Поэтому когда едем несколькими машинами, то меняем супругов на людей из других машин, чтобы было больше новых рассказов и свежих тем.
  • Первое место: короткий сон. Дело в том, что в отличие от телефона, наш организм отключается вовсе не тогда, когда батарейка уже почти на нуле, а тогда, когда у нас еще чуть ли не семьдесят процентов заряда. Так уж устроено, что организм старается поддерживать нас все время полными сил, поэтому каждую ночь насильно укладывает спать. Но его легко обмануть. Достаточно всего минут двадцать поспать, а потом резко проснуться. Организм поставит нам зачёт и забудет уже про сон до следующей ночи. Этот способ у меня на первом месте, потому что эффективность его стопроцентная, а уж двадцать-то минут на сон всегда можно выделить, даже если куда-то торопишься. Но если спешить особо некогда, то я выделяю себе на короткий сон часа два.

А еще важно чувствовать грань, когда с усталостью еще можно бороться, а когда уже поздно что-либо делать, и спасет только сон. Вот мои признаки крайнего состояния (до которого лучше вообще не доводить), при появлении которых дальше ехать нельзя, и надо остановиться немедленно:

  • Фигуры на обочине издалека кажутся чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще.
  • В разговоре начинаешь терять ход мысли, с трудом находить нужные слова и формулировки, часто не можешь вспомнить нужные имена, названия, термины.
  • Систематически забываешь переключаться с ближнего на дальний и обратно.
  • Сложно быстро переключаться с дальнего фокуса на ближний. Например, смотреть на дорогу, потом быстро оглядеть приборы, и тут же вернуть взгляд снова на дорогу, держа в голове показания стрелок.

P.S. Пост навеян тем, что где-то между Москвой и Вильнюсом едет сейчас в ночи моя Оксана на нашей машине-избушке, вместе с большой компанией друзей, чтобы улететь оттуда в Испанию гулять по Барселоне и кататься на яхтах. А я догоню их самолетом только в понедельник (виза задержала). Поэтому желаю им, а также всем кто в данный момент в пути, успешно добраться до пункта назначения.

Сонный водитель опасен не менее, чем водитель пьяный. Картина очень похожа: замедленные реакции, неверная оценка дистанции и скорости. Даже внимание рассеивается: можно пропустить знак, «случайно» влететь в яму или «не заметить» маневра соседа по потоку.

Главная опасность ситуации в том, что сон подкрадывается незаметно. Машина все так же «пожирает» километры, мелькают вокруг деревья, знаки… Почувствовать подступающую сонливость достаточно просто, но ведь кажется, что с ней можно бороться. Вот только беда: граница между сонливостью и сном настолько зыбкая, что вовремя отвертеться от «объятий» Морфея очень непросто. Если в пути вы часто зеваете, какой-то участок пути прошел мимо вашего сознания, стали «цеплять» линии разметки, то эту грань вы, скорее всего, перешли. В такой ситуации бороться с собой не только сложно, но попросту бесполезно – нужно остановиться и вздремнуть. Хотя бы 20-30 минут.

Перед дальней поездкой нужно обязательно подготовиться. Во-первых, выспаться – банально, но от этого не менее эффективно. Во-вторых, подготовить машину. Речь даже не о ее техническом состоянии, а о мелочах, но их часто оставляют без внимания. Вымойте стекла снаружи и с внутренней стороны – налет на них сильно рассеивает свет фар машин и заметно увеличивает нагрузку на водителя. Запаситесь дисками с хорошей, ритмичной музыкой. Обязательно возьмите в дорогу напитки, хотя бы обычную воду. Ведь организм человека ее постоянно теряет, а недостаток жидкости способен вызвать сонливость. В начале поездки отрегулируйте работу климатической установки авто: слишком сильно натопив салон, вы рискуете получить ватную голову и задремать раньше времени. С другой стороны, клацать от холода зубами то же не стоит – тут нужна золотая середина. Если есть возможность – лучше ехать с пассажирами. Они способны здорово развлечь водителя, вовремя заметить первые признаки засыпания, да и вообще – в компании веселее.

Если сон еще не взял вас за горло, но уже обозначил свои намерения, стоит начать борьбу. И чем раньше, тем лучше.

Способ первый, ментальный.

Максимально соберитесь. Старайтесь осознанно воспринимать всю дорожную информацию, все то, что в обычной ситуации фиксируете, не задумываясь: концентрация на мелочах развеет монотонность «пилежки» по трассе и поможет вам вовремя заметить и миновать дефекты дорожного покрытия. Но не стоит концентрироваться на каком-то одном элементе (например, на «убегающей» линии разметки) – это может убаюкать еще сильнее.

Способ второй, химический.

Тонизирующие напитки (чай, кофе) способны придать бодрости, но не забывайте, что эффект появляется не сразу, да и действуют они 2-3 часа. Неплохо помогают растительные стимуляторы: женьшень, элеутерококк, лимонник. Вариант из этой же серии – «энергетические» напитки. Важно понимать, что все эти «снадобья» работают за счет внутренних резервов организма, и сонливость, вызванную общим переутомлением, они не победят.

Способ третий, музыкальный.

Помните, что брали в дорогу диск с музыкой? Так сделайте ее погромче! Еще лучше – подпевать. Не потому, что магнитола не справляется, а потому, что вокальные упражнения неплохо отгоняют сон. И не переживайте по поводу своих вокальных способностей. Тут, как на олимпиаде – главное участие. А пассажиры… Они не меньше вашего заинтересованы в том, чтоб доехать без приключений. Так что потерпят. Но гораздо лучше, если они поддержат – хором петь веселее.

Способ четвертый, физический.

Напрягайте и расслабляйте мышцы тела. При всей простоте это довольно надежный способ взбодриться. Дополнительно можно немного снизить температуру в салоне, повернув регулятор «печки» или приоткрыв окно. Наверное, многие замечали, что, просыпаясь, человек трясет головой, чтоб прогнать остатки сна. Так вот сделать это намеренно – ничуть не менее эффективно.

Способ пятый, коммуникативный.

Если вы правильно готовились к поездке, то у вас в машине должен найтись пассажир. Вот с ним и надо завязать беседу. Тут будет сразу несколько плюсов: вы не дадите пассажиру задремать, ведь спящий он убаюкает вас не хуже самой монотонной трассы, а он (по причине человеческой злокозненности) уж проследит, чтоб не уснул водитель. Кроме того, разговор подразумевает осознанное участие в процессе – он требует некой концентрации (см. способ №1) и дает возможность контролировать ваше состояние. Если пассажир окликает вас, говорит, что вы замедленно отвечаете или делаете это невпопад – не спорьте. Борьбу со сном вы проиграли. Остановитесь и поспите хотя бы полчаса. Опоздать неприятно, тут не поспоришь. Но гораздо неприятнее – не доехать вообще.

Смотрите также:

  • 12 правил безопасной езды в современном городе →
  • Лето за рулём. Как ездить на машине в жару →
  • 10 способов не заснуть за рулём →

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here